Контакты

(812) 454-05-45

info@advert-market.ru

Перезвоните мне
Online консультант
10-19 11-17 выходной

Тампопечать - как основной способ персонализации сувенирной и канцелярской продукции

Общие сведения о тампопечати

Тампонная печать - это один из самых распространённых способов брендирования продукции. В основном, сувенирной или канцелярской. Если вы видите на ручке, зажигалке, брелоке и так далее красивую яркую надпись или логотип, то скорее всего, он нанесён при помощи станка для тампопечати. Чаще всего применяются одно- или двухцветная печать. В отличие от той же самой шелкографии или трафаретной печати, тампонная более изящна. Она способна передать на заранее подготовленную поверхность даже самые тонкие линии и крохотные знаки.

Немного истории

Тампопечать была изобретена швейцарскими часовщиками для производства циферблатов. Первые тампоны изготавливались из желатина. Они имели малую пропускную способность и после тысячи оттисков их обычно выкидывали, так как изображение начинало терять в качестве. В последнее время в полиграфии применяются тампоны, изготовленные из силиконового каучука или полиэфируретанов. Такие тампоны более "живучи", способны сделать более сотни тысяч оттисков. Первые станки для тампопечати были ручными, но в шестидесятые годы прошлого века впервые появились одноцветные машины с электрическим приводом. Благодаря подаче сжатого воздуха, вырабатываемого компрессором, движение подвижных частей станка стало быстрее и равномернее, что позволяло существенно увеличить количество продукции на выходе и её качество.

Что понадобится для тампопечати?

Чтобы начать полноценно работать, необходимо иметь - станок для тампопечати, компрессор, набор тампонов, краску и понадобившуюся по технологии "химию" (разбавители, отвердители, усилители, замедлители и так далее), оборудование для проявки клише, непосредственно сами клише (формные материалы), возможность распечатки фотовывода необходимого логотипа или надписи.

Станок для тампопечати и компрессор

Как уже упоминалось ранее, чаще всего используется в производстве полуавтоматический двухцветный станок. На нём можно напечатать как один цвет, так и, соответственно, два. Все подвижные детали станка должны быть закрыты во избежание получения травмы работником. К станку присоединяется компрессор. При этом его накопительный баллон должен быть как можно больше, так как на современных станках расход сжатого воздуха очень большой, а громкая работа компрессора может негативно сказаться на общем состоянии работающего за машиной человека. Кроме этого, необходимо установить бесперебойную подачу смазки на подвижные детали станка. В противном случае произойдёт быстрый износ деталей, ремонт которых может обойтись в кругленькую сумму.

С чего начинается работа?

Для начала необходимо проявить клише с требуемой надписью или логотипом. Для этого понадобятся клише (формные материалы), оборудование для их проявки и однотонные растры. Клише представляют собой квадратные пластинки размером 10Х10 сантиметров и толщиной не более миллиметра. Для производств, которые не стремятся к брендированию многотысячных заказов (от сотни тысяч и более), лучше всего подойдут фотополимерные клише, проявляющиеся по принципу негативов - сверху клише кладут прозрачную плёнку с картинкой, засвечивают. Затем убирают плёнку, кладут растр глянцевой стороной вверх и снова засвечивают. После чего клише промывают в тёплой воде и оставляют на несколько минут "дубиться". Такие клише относительно дешёвые и отличаются простотой при использовании.


Процесс печати

Затем клише помещают в ванночку станка, где уже находится заранее подготовленная к переносу краска, разбавленная соответствующей химией - разбавителем, отвердителем и, если это надо, то и замедлителем. Формный материал кладут на плоскую магнитную поверхность, что не позволяет клише "гулять" при работе. Выставляют силу давления ракеля на клише и необходимую скорость печати.

Продукцию, на которую необходимо перенести картинку, кладут в заранее изготовленную формочку. Проще всего сделать её из гипса и крепить к деревянной поверхности станка при помощи шурупов.

Запускаем процесс тампопечати. Он цикличен и состоит:

1. Снятие краски с поверхности клише ракелем;
2. Остановка;
3. Опускание тампона на оттиск;
4. Подъём тампона;
5. Возврат краскопересного механизма в первоначальное положение;
6. Остановка;
7. Опускание тампона с картинкой на печатаемую поверхность;
8. Подъём тампона.

И так далее. Весь процесс занимает несколько секунд.

Какие материалы подходят для тампонной печати

В основном это пластик. На нём тампопечать держится лучше всего и надёжнее. Но прекрасно подойдут и металл (особенно, алюминий), дерево, бумага, стекло (при использовании специальной краски по стеклу), резина и так далее. Печатаемая поверхность должна быть чистой и желательно для обезжиривания протёртой спиртом. Плоский предмет лучше всего подойдёт для краскопереноса. Но можно печатать и на закруглённых поверхностях - ручки, кружки и т.д. В таком случае, правда, размер картинки будет немного ограничен.

Виды тампонов

В современных магазинах, торгующих материалами для полиграфии, продаётся огромное множество всевозможных тампонов - круглых, квадратных, прямоугольных, плоских, выгнутых, полых внутри и так далее. Под каждый предмет можно подобрать свой собственный тампон. Например, тампон, предназначенный для ручки вряд ли сделает хороший оттиск на кружке. При выборе тампона необходимо отталкиваться от специфики предмета, на котором будет печататься картинка. Допустим, для брендирования новогодних шаров необходимо использовать круглый и полый внутри тампон. Иначе шар можно просто раздавить. Тампоны разделяются не только по виду и форме, но и по жёсткости. Самый мягкий - 0 shore. Чем больше цифра, тем жёстче тампон. Жёсткие тампоны служат значительно дольше мягких.


Недостатки тампопечати

Во-первых, это небольшой размер картинки. Несмотря на желание клиентов, размеры логотипа или надписи, которые можно изготовить при помощи обычной тампопечати, весьма ограничены своими масштабами. Если поверхность предмета большая и плоская, то лучше прибегнуть к трафаретной печати, взяв за основу ту же краску и сопутствующие ей компоненты, какие используются в тампопечати.

Во-вторых, относительно короткий "срок жизни" картинки. Даже при использовании отвердителей, которые существенно увеличивают сопротивляемость краски к воздействию внешних факторов, долго напечатанная картинка не просуществует. Особенно, на ручках или зажигалках, которые постоянно находятся в руках и подвергаются трению не только человеческих пальцев, но и тканью карманов, в коих хранятся. В принципе, предметы, на которые переносится картинка, обычно бывают одноразовыми и выходят из строя раньше, чем краска окончательно сотрётся.

В-третьих, цена. Тампопечать - самое дешёвое из всех брендирований. А затраты на неё весьма велики - краска, сопутствующая "химия", одноразовые клише и так далее едва окупают стоимость продукции на выходе. Но любая уважающая себя полиграфическая фирма, занимающаяся персонализацией сувенирной продукции и канцелярских товаров, обязана иметь тампопечать на производстве, чтобы предоставить клиенту весь спектр необходимых услуг. Ведь несмотря на свою трудоёмкость и дороговизну, тампопечать является самой востребованной формой брендирования.

В-четвёртых, плохое качество изображения при печати на изогнутых поверхностях. При печати на ручках или округлых предметах больших или квадратных надписей возникает так называемый среди тампопечатников "эффект подушки" - надпись теряет свою форму и искривляется по краям. Оно и понятно - выпуклый круглый тампон никогда не сделает идеально ровный оттиск на другой круглой и выпуклой поверхности. Чтобы допечатать края, тампону приходится вытягивать по длине, а это обязательно скажется на качестве изображения.

Некоторые "секреты" тампопечати

У каждого тампопечатника есть свои "секреты" в работе, которые он успешно применяет на практике. Вот лишь несколько из них:

  • чтобы тампон просуществовал как можно дольше, его необходимо после работы обработать специальным маслом, которое поможет силикону восстановиться;
  • для печати на круглых или выпуклых поверхностях следует использовать мягкие тампоны;
  • чем жиже краска, тем точнее будут пропечатаны тонкие линии;
  • при печати светлых цветов (жёлтый, красный, голубой и так далее) на тёмных поверхностях следует использовать подложку из белой краски.
Назад к списку новостей